Тренинг и хакатон по разработке приложений для SailfishOS

30 september 2016

В Ярославле прошли тренинг и хакатон по разработке приложений для SailfishOS, организованные компанией «Открытая мобильная платформа» и Ассоциацией открытых инноваций FRUCT. По словам оранизаторов, сам формат мероприятий был стандартным, а вот студенческие проекты, разработанные на хакатоне, приятно удивили.


В номинации «Новички» призерами стали:


  • Проект«Foodnote» (Власов Евгений, Власов Роман, Зимин Станислав);

  • Проект «Симулятор компьютерщика» (Ложкин Дмитрий, Горюнова Елена).


В номинации «Профессионалы» призерами стали:


  • Проект«Журнал расходов» (Гончаров Александр, Галкин Владислав, Ройчикова Дарья);

  • Проект«Клиент Dirty.ru» (Пуханов Вячеслав);

  • Проект «Умные инструменты» (Костерин Максим).


Хакатон глазами организатора


Илья Парамонов, руководитель лаборатории FRUCT ЯрГУ, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры компьютерных сетей факультета ИВТ


Один из плюсов хакатона в том, что он позволяет поработать в команде и в качестве разработчика, и в качестве руководителя проекта, «погрузиться» в новую платформу (в нашем случае Sailfish OS) или технологию, попробовать новые инструменты разработки, найти единомышленников для своих будущих проектов. Главный недостаток — мало времени на разработку, это не позволяет разработать действительно большие проекты и сложные идеи. Хотя демонстрации некоторых интересных идей этот недостаток не мешает.


Потенциал участников нас, честно говоря, удивил и порадовал: мы не ожидали такого количества интересных проектов, доведённых (что немаловажно!) за два дня хакатона до стадии очень хороших прототипов. Особенно нас впечатлили новички (преимущественно студенты второго курса), которые показали очень высокие результаты, иногда даже на том же уровне, что и более опытные разработчики.


В экспертной комиссии были и представители ЯрГУ (одновременно и члены лаборатории FRUCT) - я, Андрей Васильев, Надежда Лагутина, и представитель компании «Открытая мобильная платформа» Кирилл Чувилин. Мы оценивали разработки по четырём критериям: актуальность, техническая сложность, качество реализации и завершённость проекта. Участники выступали в двух номинациях: новички и профессионалы.


Могу сказать, что практически все проекты были чем-то интересны. «Журнал расходов» и «FoodNote» (дневник питания) порадовали своей актуальностью и законченностью (оба призёры), «Visual D-BUS» и «Клиент Dirty.ru» (призёр) — технической сложностью. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что идеи последних двух проектов были предложены сообществом разработчиков Sailfish OS. Проект «Лабиринт» представляет собой игру с перекатыванием шарика в лабиринте с помощью наклонов и поворотов смартфона. Разработка «Умные инструменты» (призер) позволяет использовать смартфон как «рулетку» для измерения расстояний с дополнительными возможностями вычисления площади и объёма, а также как измерительный инструмент - уровень. «Interactivetimer» - это одновременно таймер и секундомер, активируемые с помощью встряхивания.


Что дает ребятам участие в хакатоне? Прежде всего, навык работы в команде. Это очень важно в современной ИТ-индустрии. Для призёров сам факт победы в хакатоне – значимая строка в CV. Да и все остальные участники, если закончат проекты и загрузят их в магазин приложений для Sailfish OS, заработают дополнительные очки у работодателей.


Хакатон глазами участников


Дарья Ройчикова, 1 курс магистратуры, факультет ИВТ, и Александр Гончаров, студент 4 курса, факультет ИВТ


Хакатон - это соревнование проектов. Мы должны были придумать мобильное приложение, которое было бы актуальным и полезным. И на все про все - меньше двух суток. Полностью реализовать свою идею на хакатоне очень сложно. Обычно такие мероприятия проводятся для того, чтобы показать саму идею и представить прототип – ее визуальное воплощение.


Проект, с которым мы стали призерами хакатона, называется «Журнал расходов». Его смысл – в контроле собственных расходов. Человек что-то покупает, с помощью нашего приложения записывает расходы и видит, сколько и на что он тратит в месяц. К основной идее разработки мы добавили несколько «фишек». Первая – это цели. К примеру, человек поставил себе цель – накопить на машину. С помощью нашего приложения он сможет увидеть, сколько он отложил и насколько приблизился к своей цели. Т.е. он видит прогресс. Еще одна «фишка» - это неважные расходы вроде утренней чашки кофе в кафе. Приятно, но совсем не обязательно. Отмечая такие расходы, в статистике целей мы увидим, сколько же на них потратили (вместо того, чтобы копить на машину!). Получается, наше финансовое приложение станет стимулом оптимизировать свои расходы.


Конечно, победа в хакатоне (кстати, все призеры получили смартфоны на платформе Sailfish OS), признание экспертов – это здорово. Но не менее ценны навыки, которые мы приобрели за эти три дня. Во-первых, это работа в команде. Наша команда состояла из трех человек - с нами еще работал Владислав Галкин, одногруппник Александра. Мы вместе доводили нашу идею до ума, вместе не спали ночью, продолжая работу. Во-вторых, это навык работы с непривычной для нас системой. Sailfish OS очень отличается от всем известных Android и iOs. Фактически смартфоны на этой платформе предназначены для программистов - они созданы с учетом их требований и имеют больше возможностей для настройки «под себя». Здесь и командная строка, которая позволяет углубленно манипулировать устройством, и концепция «минимум кнопок, максимум жестов», и большая степень защищенности данных. Ну и в-третьих, мы писали программу на языке, который не знали – ему не учат в университете и мы с ним еще не работали. И хотя у нас нет документа, удостоверяющего, что мы знаем этот язык программирования, продемонстрировать свои умения будущим работодателям сможем. В нашем деле навыки намного важнее, чем бумаги.